Софья Игошина – художник, скульптор, график, в художественном дискурсе которой лежат основные вопросы психологии: взросление, индивидуация, архетип героя и семиотический алфавит. Язык реализма и символизм совмещаются в её творчестве с тонкой интуицией и легкой хрупкой пластикой форм.
Дисторсия – расщепление четкости границ, размытие до состояния сфумато, нарушение изначальной целостности. «Дисторсии» – итог последних пяти лет работы Софьи Игошиной. Препарирование привычных социальных конвенций позволяет методом «художественной антропологии» сконструировать полноценное исследование глубинных процессов психики индивида, перманентно сталкивающегося с потенциальной опасностью внешнего конфликта.
Технически, автор работает с медиумами как природного, так и искусственного происхождения – наряду с углём, пастелью, гипсом и керамикой присутствует пластик как метафора обыденной искусственности человека во внешнем пространстве.
Концептуально, проект – антропо-культурный палимпсест: тут и человек нововременной эпохи Френсиса Бэкона, принимающий мнение толпы как собственное, и обезличенность существования человека массы Мартина Хайдеггера, и человека современного, который вследствие своей социальной природы интегрируется в тотальную «спираль молчания». Последнее позволяет усмотреть когнитивные препятствия социализации индивида и, как следствие, принятия собственной природы.
Комфорт инфантильного существования в эскапистском одиночестве, как в серии «Heros» и графических работах, посвященных проблеме становления взрослым, невозможен в социальной среде. Так же, как у героев «Vessel» и «Aletheia», желание равного в диалоге с «Другим» при сохранении внутреннего несходства – индивидуальности, борется со страхом искажения субъектности под потенциальным давлением социального непринятия. Страх тотального одиночества и пугающая неизвестность общественных сигналов может подтолкнуть к отказу от своей позиции, к сокрытию своей точки зрения, или, как в диптихе «All that hard glossy armor», к мимикрии с большинством.
Субъектность – то ценное, что обрело человечество не так давно. Субъектность совсем хрупка и требует внимания. Возможно, только критическое отношение к социальной дисторсии может помочь новому обретению себя, где статичная внешняя стерильная оболочка конвенционального симулякра важна гораздо меньше, чем живой, иногда травмирующий внутренний опыт – со всеми его следами – шероховатостями, трещинами и сколами.