КОМПОЗИЦИЯ. САКРАЛЬНЫЙ СВЕТ
В физике светом часто называют любое оптическое излучение. Его можно рассматривать либо как электромагнитную волну, либо как поток фотонов – частиц, обладающих определенной энергией, импульсом и нулевой массой. В образном мире искусства свет, наравне с цветом, является одним из главных медиумов, позволяющих усмотреть внутренние нематериальные характеристики изображаемого.
С точки зрения духовного, свет выступает универсалией, определяющей путь человека. Сакральный свет преображает, делает неявное явным, метафизическое – образным. Трансформации и переходность – основные характеристики духовного света, а внутренняя амбивалентность позволяет выявить стабильное направление непрекращающихся изменений. Молодые художники исследуют композицию под руководством Натальи Гудович и Светы Чимитд. Потустороннее свечение удивительным образом наполняет силой привычные объекты, перенося фокус внимания с внешнего на внутреннее.
ПЕЙЗАЖ. СВЕТ СНАРУЖИ
Пейзаж – популярный жанр в изобразительном искусстве, но его ценность в настоящее время недостаточно ясна. Он кажется «набившим оскомину», привычным, каноничным, но на самом деле пейзажный жанр может стать ключом к тому, что находится внутри художника, сокрыто
от наблюдателя извне, стать проводником в мир чувственного, духовного. Пейзаж является тем самым связующим звеном, соединившим традиционные способы видения с новым пониманием этого жанра. Он становится средством для поиска ответов на глубинные вопросы, поиска «своего места» в мире, самоидентификации.
Концептуально – свет извне становится исходной точкой интроспекции.
Молодые авторы при создании работ последовательно устраняли дихотомию «человек-природа». В рамках выездного пленэра участники посетили одни из самых живописных уголков Крыма – Новый Свет, озеро Бугас и Белую скалу. Традиционные пейзажи Крыма были написаны
и нарисованы через новые образы, отражающие идею и внутренний мир каждого участника. А задачи, поставленные кураторами, позволили участникам иначе взглянуть на традиционный пейзаж, поразмышлять над его внутренней сутью, задать вопросы себе как творцу и искать ответы на них через пейзажные образы.
ПОРТРЕТ. СВЕТ ИЗНУТРИ
Портрет – один из главных жанров мирового искусства, в разное время игравший роль сакрального изображения, служивший целям социального самопозиционирования модели, исполнявший роль экспериментальной матрицы для художников модернизма. Вплоть до сегодняшнего дня портрет находится в центре внимания мировых живописцев.
Для человека, делающего первые профессиональные шаги в изобразительном искусстве, практика создания портретов оказывается бесценной, поскольку позволяет ему изучить все тонкости пластической формы, и, вместе с тем, дает возможность углубиться в человеческую психологию, показать себя знатоком внутренней жизни позирующего, раскрыть на полотне то, что может быть невидимым для постороннего глаза.
Сохраняя верность традиционным линиям отечественной живописной школы, из которой вышли наши участники, они, тем не менее, раскрывают богатые возможности их развития. Портретная мастерская арт-кластера «Таврида» является местом, в рамках которого поощряется свободный творческий поиск и открываются перспективы артистического роста для каждого из участников. И отрадно, что вышедшие из студии полотна показывают нам свежий взгляд участников на возможности существования в современном искусстве столь древнего и всесторонне разработанного жанра, каковым является портрет.